Новояушевский сельсовет муниципального района
Мечетлинский район Республики Башкортостан

Памятки по профилактике экстремизма и терроризма

/ Просмотров: 68

Памятка по профилактике экстремизма

 

Экстремизм – угроза обществу!

Экстремизм во всех своих проявлениях в разной степени, но всегда посягает именно на то, что закрепляет Конституция РФ: основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, порядок и принципы государственного устройства и местного самоуправления.

С целью налаживания отношений между разными этническими и национальными группами:

1) относитесь к чужой культуре с тем же уважением, с которым относитесь к собственной;

2) не судите о ценностях, убеждениях и традициях других культур, отталкиваясь от собственных ценностей, каждая культура имеет собственную систему ценностей;

3)никогда не исходите из превосходства своей религии над чужой религией;

4)общаясь с представителями других верований, старайтесь понимать и уважать их точку зрения;

5)помните, что каждая культура, какой бы малой она ни была, имеет то, что можно предложить миру, но нет такой культуры, которая бы имела монополию на все аспекты.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организаций

2. Законность

3. Гласность

4. Приоритет обеспечения безопасности Российской Федерации

5. Приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности

6. Сотрудничество с общественными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами в противодействии экстремистской деятельности

7. Неотвратимость наказания за осуществление экстремистской деятельности

Эффективность осуществления профилактики экстремизма напрямую зависит от ясного и правильного понимания этого общественного явления.

Экстремистская деятельность осуществляется в формах:

• пропаганды и в публичном демонстрировании нацистской атрибутики или символики;

• в публичных призывах к осуществлению указанной деятельности;

• в финансировании указанной деятельности либо ином содействии в планировании, организации, подготовке и совершении указанных действий (в том числе, путем предоставления финансовых средств, недвижимости, учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной связи, информационных услуг, иных материально-технических средств).

Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за совершение правонарушений экстремистской направленности:

Статья 20.29. Производство и распространение экстремистских материалов

Статья 20.3. Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций

Статья 5.62. Дискриминация

Кроме этого, под преступлениями экстремистской направленности в Уголовном Кодексе РФ понимаются преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды. Либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, предусмотренные соответствующими статьями Особенной части Уголовного Кодекса и пунктом «е» части первой статьи 63 УК РФ.

Статья 280. Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности

Статья 282. Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства

Статья 282.1. Организация экстремистского сообщества

Статья 282.2. Организация деятельности экстремистской организации

 

ЗАДУМАЙСЯ!

Нужно ли тебе участвовать в деятельности неформальных объединений 
экстремистской направленности?

Нормативно-правовые акты в сфере противодействия территоризму и экстремизму:

Федеральный закон от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ "О противодействии терроризму"

Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности"

Указ Президента Российской Федерации от 15.02.2006 № 116 "О мерах по противодействию терроризму"

 Негативная сущность этнической преступности

Одной из серьезнейших проблем современного мира в целом и России в частности является рост преступности, тесно связанный не только с социально-экономическими условиями жизни в конкретных странах и регионах, но и с миграционными процессами. Массовая миграция населения несет за собой не только положительные последствия в виде заполнения «пустующих» позиций на рынках труда или решения демографических проблем, но и множество негативных тенденций, так как неконтролируемая и нелегальная миграция подпитывает рост преступности.

Основными источниками миграции в России являются бывшие советские республики Средней Азии и Закавказья, однако в этих странах давно выросли целые поколения граждан, которые практически не говорят на русском языке, не знакомы с обычаями и образом жизни русского населения. По прибытию мигрантов на территорию Российской Федерации возникает целый ряд проблем в сфере их социальной и, что не менее важно, культурной адаптации к условиям жизни в чужой стране. Некоторые мигранты встают на путь криминальной деятельности — как уличной и бытовой преступности, так и создания организованных преступных сообществ, контролирующих целые направления преступного бизнеса.

Этническая преступность наиболее активно проявляет себя в крупных городах. Само социальное пространство современного крупного города становится благоприятной средой для проявления всевозможных форм преступного поведения.

Одним из важнейших источников организованной преступности в мигрантской среде, безусловно, становится фактор влияния специфического образа жизни традиционных обществ, отличающегося от привычного образа жизни. В первую очередь, следует отметить, что оказываясь в новой и чужой социальной среде мигранты могут демонстрировать кардинальные изменения в основополагающих характеристиках своего поведения. Прежде всего, речь идет о демонстрации преступного и противоправного поведения теми людьми, которые у себя на родине никогда не проявляли криминальных склонностей. Многие страны и регионы, откуда прибывают мигранты, отличаются на порядок более низким уровнем общеуголовной преступности, чем принимающие развитые общества. Совершить преступное деяние там просто не дадут, а в случае, если оно все же будет совершено, наказание станет неотвратимым и последует не только со стороны правоохранительных органов, но и со стороны социального окружения.

Попадая в более лишенную жестких правил среду, определенная часть мигрантов достаточно легко «пускается во все тяжкие», совершая преступления и правонарушения, а то и вставая на путь систематических преступных действий в рядах организованных преступных группировок, формируемых на основе этнической или территориальной принадлежности. Этнические преступные группировки имеют собственную специфику, в значительной степени отличающуюся от преступного мира принимающих стран. Основывается она, в том числе, и на особенностях традиционного уклада жизни, специфически приспособленных к современной действительности. Таким образом, одним из важнейших факторов влияния этничности на преступность становится традиционная социальная организация, прежде всего, это клановость.

Клановая форма организации предстает наиболее действенной, поскольку внутри кланового сообщества функционирует принцип круговой поруки, объединяющим фактором являются родственные связи, они же обеспечивают, чаще всего, и положение в криминальной иерархии. При этом в подобные структуры чрезвычайно сложно внедрять агентов или ставить их под какой-либо иной контроль правоохранительных органов, так они функционируют по клановому принципу и «людям со стороны» практически невозможно проникнуть в их ряды. Единственной альтернативой становится вербовка представителей клановых сообществ, однако она также затрудняется в силу родственных связей между участниками сообщества.

Кроме родственных связей, серьезным фактором клановой организации этнических преступных сообществ становится и жесточайшая внутренняя дисциплина, которая присутствует в них. Для подобных сообществ характерна развитая внутренняя иерархия, абсолютное подчинение нижестоящих членов кланового сообщества вышестоящим. Нарушающий традиционные принципы организации член преступного клана будет обречен, в лучшем случае, на изгнание из клана со всеми вытекающими последствиями.

Как правило, организованные преступные сообщества тесно связаны с легальными предпринимательскими структурами. С одной стороны, легальный бизнес является прикрытием для криминальных схем преступных сообществ, с другой использует преступные сообщества в качестве аргумента в решении конфликтов силовым путем, для защиты от конкурентов из среды других национальных диаспор или коренного населения.

Профилактика этнической преступности подразумевает два основных направления деятельности — это повышение контроля над миграционными потоками и создание эффективной системы адаптации мигрантов к условиям жизни в российском обществе. Наиболее ключевым моментом адаптационной политики в миграционной сфере является пресечение самой возможности появления этнических анклавов в крупных российских городах.

Противодействие терроризму

Терроризм представляет собой опасную форму преступного посягательства, которая выражается в форме совершения общественно-опасных деяний, а также угрозе совершения таких действий в отношении жизни, здоровья людей, прав и законных интересов различных субъектов. Объектом во всех преступлениях террористической направленности выступает общественная безопасность: личность – ее права и свободы; общество – его материальные и духовные ценности; государство – его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность. Дополнительными объектами безопасности являются жизнь, здоровье, отношения собственности, нормальное функционирование органов власти, государственных, общественных учреждений, иных социальных институтов.

Как криминальное явление терроризм – это противоправное, уголовно наказуемое деяние. К преступлениям террористической направленности, за совершение которых предусмотрена строгая уголовная ответственность, относятся: террористический акт (ст. 205 УК РФ), содействие террористической деятельности (ст. 205.1 УК РФ), публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма (ст. 205.2 УК РФ), захват заложника (206 УК РФ), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207 УК РФ), организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем (ст. 208 УК РФ), угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава (ст. 211 УК РФ), посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК РФ) и нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой (ст. 360 УК РФ).

Целью противодействия терроризму в Российской Федерации является защита личности, общества и государства от террористических угроз и их проявлений. Вопросы выявления преступлений террористического характера относятся к зоне ответственности оперативных служб ФСБ и МВД. После проведения необходимого комплекса оперативно-розыскных мероприятий собранные материалы, которые содержат признаки преступления, направляются в следственные органы для решения вопроса об уголовном преследовании лица, нарушившего законодательство о противодействии терроризму.

Следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Ярославской области во взаимодействии с другими правоохранительными органами и органами государственной власти принимаются согласованные меры по противодействию терроризму. Разрабатываются межведомственные и ведомственные документы, проводятся коллегии, сотрудники ведомства принимают участие в координационных совещаниях по указанной тематике. Ведется активная работа в составе межведомственных рабочих групп по вопросам борьбы с экстремизмом и терроризмом, а также уголовно-процессуальная деятельность по проверке и расследованию фактов преступных проявлений терроризма.

 

 

ПАМЯТКА КАК ПРОТИВОСТОЯТЬ УГРОЗЕ ЭКСТРЕМИЗМА

 

      Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации определяются правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, устанавливается ответственность за ее осуществление.

 

Внимание!

Экстремизм – это приверженность крайним взглядам и мерам.

Если Вы столкнулись с фактами экстремистской деятельности:

· подрыв безопасности Российской Федерации; возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию;

· унижение национального достоинства, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы;

· пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности;

· пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения.

Сообщите по телефонам для экстренного реагирования:

Дежурный штаба ГО и ЧС   8(473)255-34-55

Дежурный УФСБ  8(473)255-04-44

Дежурный ГУВД  8(473)255-57-22

Дежурный ГИБДД (областной)   8(473)269-60-36

Дежурный ОМВД России по Семилукскому району -8(47372)2-29-33

Единая дежурно-диспетчерская служба (ЕДДС)

(для звонков с мобильных телефонов. Бесплатно, работает даже без sim-карты) —   112

Помните!

Экстремистские организации и их члены используют любые социальные, этнические и религиозные осложнения, разногласия иные факторы нестабильности в целях достижения своих идеологических и политических интересов.

Важно!

· Понимание культуры и традиций другой национальной группы, другой конфессии - основа противодействия экстремизму;

· Относитесь к чужой культуре с тем же уважением, с которым относитесь к собственной;

· Не судите о ценностях, убеждениях и традициях других культур, отталкиваясь от собственных ценностей.

· Никогда не исходите из превосходства своей религии над чужой религией.

· Общаясь с представителями других верований, старайтесь понимать и уважать их точку зрения.

· Каждая культура, какой бы малой она не была, имеет, что предложить миру, но нет такой культуры которая бы имела монополию на все аспекты.

 

Профилактика экстремизма

Экстремизм – это сложная и неоднородная форма выражения ненависти и вражды. Различают следующие виды экстремизма:

· политический

· национальный

· религиозный

Национальный экстремизм выступает под лозунгами защиты «своего народа», его экономических интересов, культурных ценностей, как правило, в ущерб представителей других национальностей, проживающих на этой же территории.

Под религиозным экстремизмом понимают нетерпимость по отношению к инакомыслящим представителям той же или другой религий. В последние годы обострилась проблема исламского экстремизма.

Политический экстремизм – это движения или течения против существующего конституционного строя.

На сегодняшний день экстремизм является реальной угрозой национальной безопасности Российской Федерации. Наблюдается увеличение неформальных молодежных движений экстремистской направленности. В настоящее время членами неформальных молодежных организаций (группировок) экстремистско-националистической направленности являются молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет, нередко - несовершеннолетние лица 14 – 18 лет.

 

Преступления экстремистской направленности.

К преступлениям экстремистской направленности относятся:публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности; возбуждение ненависти или вражды, а равно унижение человеческого достоинства, организация экстремистского сообщества и т.д.

 

Проявления экстремистской деятельности

Терроризм – это крайнее проявление экстремизма явление, связанное с насилием, угрожающее жизни и здоровью граждан.

Национализм – это форма общественного единства, основанная на идее национального превосходства и национальной исключительности.

Расизм – это совокупность концепций, основу которых составляют положения о физической и психической неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру человеческого общества.

Фашизм - это идеология и практика, утверждающие превосходство и исключительность определенной нации или расы и направленные на разжигание национальной нетерпимости, дискриминацию, применение насилия и терроризма, установления культа вождя.

Уголовная ответственность за данные преступления возникает с 16 лет. Степень уголовной ответственности зависит от степени тяжести преступления – штраф от ста тысяч рублей до лишения свободы (от шести месяцев до пожизненного заключения).

 

В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» под экстремистскими материалами понимаются предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

Определение экстремистской деятельности содержится в статье 1 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» и включает в том числе публичное оправдание терроризма; возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения.

Статья 12 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» запрещает использование сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», информационно-телекоммуникационная сеть Интернет относится к сетям связи общего пользования.

В случае если сеть связи общего пользования используется для осуществления экстремистской деятельности, применяются меры, предусмотренные Федеральным законом от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», с учетом особенностей отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации в области связи.

Согласно статье 13 Федерального закона 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» на территории Российской Федерации запрещается распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производство, хранение или распространение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой ответственность.

Информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании заявления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому или уголовному делу.

Федеральный список экстремистских материалов подлежит размещению в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте федерального органа государственной регистрации. Указанный список также подлежит опубликованию в средствах массовой информации в установленном порядке.

Пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами защиты гражданских прав в частности является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Прокурор на основании пункта 1 статьи 45 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересах Российской федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Суд в соответствии со статьей 264 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций, рассматривает дела об установлении других имеющих юридическое значение фактов.

По результатам данных проверок межрайонной прокуратурой в целях защиты прав неопределенного круга лиц и во исполнение законодательства Российской Федерации о противодействии экстремистской деятельности в прошедшем периоде 2016 года предъявлено в суд 17 заявлений о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, рассмотрено и удовлетворено судом – 20 (с учетом предъявленных прокуратурой ранее в 2015 году).

 

 

 

Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года

(утверждена Президентом РФ 28.11.2014 г., Пр-2753)

 

I. Общие положения

1. Настоящая Стратегия разработана в целях конкретизации положений Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", Указа Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. №537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года", в которых одним из источников угроз национальной безопасности Российской Федерации признана экстремистская деятельность националистических, радикальных религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной обстановки в стране.

2. Настоящая Стратегия является основополагающим документом для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, который определяет цель, задачи и основные направления государственной политики в сфере противодействия экстремизму с учетом стоящих перед Российской Федерацией вызовов и угроз и направлен на объединение усилий указанных органов, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в целях пресечения экстремистской деятельности, укрепления гражданского единства, достижения межнационального (межэтнического) и межконфессионального согласия, сохранения этнокультурного многообразия народов Российской Федерации, формирования в обществе обстановки нетерпимости к экстремистской деятельности и распространению экстремистских идей.

3. Настоящая Стратегия разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

4. В настоящей Стратегии используются следующие основные понятия:

а) "идеология экстремизма (экстремистская идеология)" - система взглядов и идей, представляющих насильственные и иные противоправные действия как основное средство разрешения социальных, расовых, национальных, религиозных и политических конфликтов;

б) "проявления экстремизма (экстремистские проявления)" - общественно опасные и противоправные деяния, совершаемые по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды, а также деяния, способствующие возникновению или обострению межнациональных, межконфессиональных и региональных конфликтов;

в) "субъекты противодействия экстремизму" - федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, институты гражданского общества, организации и физические лица;

г) "противодействие экстремизму" - деятельность субъектов противодействия экстремизму, направленная на выявление и последующее устранение причин экстремистских проявлений, а также на предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование преступлений экстремистской направленности, минимизацию и (или) ликвидацию последствий экстремизма;

д) "радикализм" - глубокая приверженность идеологии экстремизма, способствующая совершению действий, направленных на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации.

 

II. Основные источники угроз экстремизма в современной России

5. Экстремизм во всех его проявлениях ведет к нарушению гражданского мира и согласия, подрывает общественную безопасность и государственную целостность Российской Федерации, создает реальную угрозу сохранению основ конституционного строя, межнационального (межэтнического) и межконфессионального согласия.

6. Экстремизм является одной из наиболее сложных проблем современного российского общества, что связано в первую очередь с многообразием его проявлений, неоднородным составом экстремистских организаций, которые угрожают национальной безопасности Российской Федерации.

7. За последние годы увеличилось число внешних и внутренних экстремистских угроз. К внешним угрозам относятся поддержка иностранными государственными органами и организациями экстремистских проявлений в целях дестабилизации общественно-политической обстановки в Российской Федерации, а также деятельность международных экстремистских и террористических организаций, приверженных идеологии экстремизма. К внутренним угрозам - экстремистская деятельность радикальных общественных, религиозных, неформальных объединений, некоммерческих организаций и отдельных лиц.

8. Экстремизм вышел за пределы отдельных государств и представляет глобальную угрозу безопасности всего мирового сообщества. Некоторыми государствами экстремизм используется как инструмент для решения геополитических вопросов и передела сфер экономического влияния.

9. Серьезную угрозу представляют участившиеся в иностранных государствах случаи умышленного искажения истории, возрождения идей нацизма и фашизма.

10. Количество преступлений экстремистской направленности достаточно мало по сравнению с общим количеством совершаемых на территории Российской Федерации преступлений, однако каждое из них вызывает повышенный общественный резонанс и может дестабилизировать социально-политическую обстановку как в отдельном регионе, так и в стране в целом.

11. Наиболее опасные виды экстремизма - националистический, религиозный и политический - проявляются в возбуждении ненависти либо вражды по признакам пола, расовой, национальной, языковой, религиозной принадлежности или принадлежности к какой-либо социальной группе, в том числе путем распространения призывов к насильственным действиям, прежде всего через информационно-телекоммуникационные сети, включая сеть "Интернет", в вовлечении отдельных лиц в деятельность экстремистских организаций или групп, в проведении несогласованных акций, организации массовых беспорядков и совершении террористических актов.

12. Информационно-телекоммуникационные сети, включая сеть "Интернет", стали основным средством коммуникации для экстремистских и террористических организаций, которое используется ими для привлечения в свои ряды новых членов, организации и координации совершения преступлений экстремистской направленности, распространения экстремистской идеологии.

 

13. В современных социально-политических условиях крайним проявлением экстремизма является терроризм, который основывается на экстремистской идеологии. Угроза терроризма будет сохраняться до тех пор, пока существуют источники и каналы распространения этой идеологии.

14. Экстремистская идеология является основным компонентом, объединяющим членов экстремистских организаций, формирующим характер и направленность их деятельности, а также средством вовлечения в экстремистскую деятельность различных слоев населения.

15. Распространение экстремистских идей, в частности мнения о приемлемости насильственных действий для достижения поставленных целей, угрожает общественной безопасности в Российской Федерации ввиду усиления агрессивности идеологии экстремизма и увеличения масштабов ее пропаганды в обществе.

16. Основным способом дестабилизации социально-политической обстановки в Российской Федерации становится привлечение различных групп населения к участию в протестных акциях, в том числе несогласованных, которые впоследствии умышленно трансформируются в Массовые беспорядки.

17. Многие экстремистские организации стремятся использовать религию как инструмент для вовлечения в свои ряды новых членов, средство для разжигания и обострения межконфессиональных и межэтнических конфликтов, которые создают угрозу территориальной целостности Российской Федерации.

18. Особую тревогу вызывает проникновение из других государств радикальных течений ислама, проповедующих их исключительность и насильственные методы распространения. Идеологами радикальных течений ислама в России являются прежде всего члены международных экстремистских и террористических организаций и выпускники зарубежных теологических центров, где преподаются основы этих религиозных течений. Отмечаются попытки создания в различных регионах России центров обучения и тренировочных лагерей запрещенных международных экстремистских и террористических организаций.

19. Серьезную опасность представляют приверженцы радикальных течений ислама, которые не относятся к представителям народов, традиционно исповедующих ислам, однако отличаются религиозным фанатизмом, вследствие чего их легко склонить к совершению террористических актов, в том числе в качестве смертников.

20. Основными факторами, оказывающими негативное влияние на состояние национального рынка труда, межнациональные отношения в обществе, а также порождающими экстремистские проявления, являются неконтролируемая (в том числе незаконная) миграция и недостаточно регулируемые на региональном и муниципальном уровнях миграционные процессы, зачастую нарушающие сложившийся в отдельных регионах и муниципальных образованиях этноконфессиональный баланс населения.

21. Лидеры экстремистских организаций в своей деятельности ориентируются преимущественно на молодежь, при этом повышенное внимание они проявляют к отличающимся высокой степенью организованности неформальным объединениям националистов, организациям футбольных болельщиков, активно вовлекая их членов в свои ряды, провоцируя на совершение преступлений экстремистской направленности, в том числе в ходе проведения спортивных и культурных мероприятий.

 

22. Дополнительную угрозу стабильности российского общества представляет деятельность отдельных иностранных некоммерческих неправительственных организаций, ряда общественных и религиозных объединений и их структурных подразделений, связанная с распространением экстремистской идеологии.

23. Прямые или косвенные последствия экстремизма затрагивают все основные сферы общественной жизни политическую, экономическую и социальную. Это выдвигает новые требования к организации деятельности по противодействию экстремизму на всех уровнях, а также по минимизации его последствий.

 

111.Цель, задачи и основные направления государственной политики                                                                       в сфере противодействия экстремизму

24. Целью государственной политики в сфере противодействия экстремизму является защита основ конституционного строя Российской Федерации, общественной безопасности, прав и свобод граждан от экстремистских угроз.

25. Достижение указанной цели должно осуществляться путем реализации на федеральном, региональном и муниципальном уровнях мер организационного и правового характера, разрабатываемых с учетом результатов мониторинга в сфере противодействия экстремизму.

26. Основными задачами государственной политики в сфере противодействия экстремизму являются:

а) создание единой государственной системы мониторинга в сфере противодействия экстремизму;

б) совершенствование законодательства Российской Федерации и правоприменительной практики в сфере противодействия экстремизму;

в) консолидация усилий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества и организаций в целях противодействия проявлениям экстремизма;

г) организация в средствах массовой информации, информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть "Интернет", информационного сопровождения деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества и организаций по противодействию экстремизму, а также реализация эффективных мер информационного противодействия распространению идеологии экстремизма;

д) разработка и осуществление комплекса мер по повышению эффективности профилактики, выявления и пресечения правонарушений и преступлений экстремистской направленности.

27. Основные направления государственной политики по противодействию экстремизму:

а) в сфере законодательной деятельности:

обеспечение эффективного применения норм законодательства Российской Федерации в сфере противодействия экстремизму;

проведение систематического мониторинга правоприменительной практики в сфере противодействия экстремизму;

 

совершенствование законодательства Российской Федерации в сфере противодействия экстремизму в части, касающейся пресечения производства и распространения экстремистских материалов, в том числе на электронных носителях информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть "Интернет";

принятие на региональном и муниципальном уровнях соответствующих целевых программ, предусматривающих формирование системы профилактики экстремизма и терроризма, предупреждения межнациональных конфликтов;

принятие управленческих решений, разработка проектов нормативных правовых актов и программных документов в сфере противодействия экстремизму с учетом национальных, конфессиональных и региональных факторов;

б) в сфере правоохранительной деятельности: координация действий правоохранительных органов, органов государственной власти, органов местного самоуправления, политических партий, общественных и религиозных объединений по пресечению экстремистских проявлений;

проведение профилактической работы с лицами, подверженными влиянию идеологии экстремизма; реализация принципа неотвратимости наказания за осуществление экстремистской деятельности; обеспечение подготовки сотрудников правоохранительных органов и получения ими дополнительного профессионального образования по утвержденным в установленном порядке типовым учебным программам по вопросам выявления, пресечения, раскрытия, профилактики и квалификации экстремистских проявлений; обеспечение совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организаторами собраний, митингов, демонстраций, шествий и других публичных мероприятий безопасности граждан и общественного порядка в местах их проведения;

обеспечение взаимодействия субъектов противодействия экстремизму на приграничных территориях в целях пресечения проникновения на территорию Российской Федерации членов международных экстремистских организаций;

выявление и устранение источников и каналов финансирования экстремистской деятельности;

в) в сфере государственной национальной политики: проведение мониторинга межрасовых,

межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений, социально-политической ситуации в Российской Федерации в целях предотвращения возникновения конфликтов либо их обострения, а также выявления причин и условий экстремистских проявлений и минимизации их последствий;

реализация мер правового и информационного характера по недопущению использования этнического фактора в избирательном процессе и в партийных программах;

обеспечение реализации прав граждан на свободу совести и свободу вероисповедания без нанесения ущерба религиозным чувствам верующих и национальной идентичности граждан России;

разработка и реализация с участием институтов гражданского общества региональных и муниципальных программ по противодействию экстремизму;

проведение социологических исследований по вопросам противодействия экстремизму, а также оценка эффективности действий органов государственной власти и органов местного самоуправления по профилактике экстремизма;

 

своевременное реагирование органов государственной власти, органов местного самоуправления и институтов гражданского общества наf возникновение конфликтных и предконфликтных ситуаций; мотивирование граждан к информированию государственных органов о ставших им известными фактах подготовки к осуществлению экстремистской деятельности, а также о любых обстоятельствах, которые могут способствовать предупреждению экстремистской деятельности, ликвидации или минимизации ее последствий;

г) в сфере государственной миграционной политики:

совершенствование миграционной политики государства в части, касающейся привлечения иностранных работников и определения потребности в иностранной рабочей силе; пресечение криминальных и коррупционных механизмов в процессе реализации миграционной политики и оперативное реагирование на выявленные факты нарушений в этой области; совершенствование мер по противодействию организаций незаконной миграции и незаконному осуществлению, трудовой деятельности иностранными гражданами и лицами без гражданства; развитие двустороннего взаимодействия с иностранными государствами, в том числе по вопросам подготовки иностранных граждан к временному проживанию в Российской Федерации; совершенствование механизмов депортации, выдворения и реадмиссии иностранных граждан, нарушивших российское законодательство, а также механизма установления запрета на въезд таких граждан в Российскую Федерацию;

усиление пограничного контроля и создание информационных систем учета иностранных граждан, пребывание которых на территории Российской Федерации является нежелательным; совершенствование программ социальной и культурной интеграции мигрантов в российское общество и их адаптации к условиям жизни в нем с привлечением к реализации и финансированию таких программ работодателей, получающих квоты на привлечение иностранной рабочей силы;

д) в сфере государственной информационной политики:

осуществление мониторинга средств массовой информации и информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть "Интернет", в целях выявления фактов распространения идеологии экстремизма, экстремистских материалов и незамедлительного реагирования на них;

совершенствование процедуры ограничения доступа на территории Российской Федерации к информационным ресурсам, распространяющим экстремистскую идеологию, путем создания единого реестра запрещенных сайтов и единой базы экстремистских материалов;

принятие эффективных мер по недопущению ввоза на территорию Российской Федерации экстремистских материалов, а также по их изготовлению и распространению внутри страны;

использование возможностей государственных средств массовой информации в целях сохранения традиционных для России нравственных ориентиров, межнационального и межконфессионального согласия, а также приобщения молодежи к ценностям российской культуры;

оказание содействия средствам массовой информации в широком и объективном освещении деятельности органов государственной власти по противодействию экстремизму и терроризму в целях формирования в обществе нетерпимого отношения к распространению экстремизма;

проведение тематических встреч с представителями средств массовой информации и интернет-сообщества в целях противодействия распространению идеологии экстремизма;

 

подготовка и размещение в средствах массовой информации, в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть "Интернет", социальной рекламы, направленной на патриотическое воспитание молодежи;

координация осуществления мер информационного противодействия распространению экстремистской идеологии в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (в том числе в социальных сетях), а также проведение на системной и регулярной основе работы с привлечением видных деятелей культуры, науки, авторитетных представителей общественности, информационного сообщества, конфессий и национальных общин по разъяснению сути противоправной деятельности лидеров экстремистских организаций;

информирование граждан о работе субъектов противодействия экстремизму, в том числе о выявлении ими организаций, которые дестабилизируют социально-политическую и экономическую ситуацию в Российской Федерации и способствуют возникновению конфликтов между традиционными конфессиями; подготовка и распространение информационных материалов о предупреждении и пресечении экстремистской деятельности, ориентированных на повышение бдительности российских граждан, формирование у них чувства заинтересованности в противодействии экстремизму, а также чувства сопричастности деятельности государства в этой сфере;

повышение эффективности работы уполномоченных органов государственной власти по выявлению и пресечению изготовления и хранения, а также распространения в средствах массовой информации и (или) информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть "Интернет", экстремистских материалов, символики и атрибутики экстремистских организаций, иных материалов, содержащих призывы к религиозной и национальной вражде;

создание и эффективное использование специализированных информационных систем в целях обеспечения правоприменительной практики в сфере противодействия экстремизму;

е) в сфере образования и государственной молодежной политики:

включение в региональные и муниципальные программы по развитию образования и воспитанию несовершеннолетних мероприятий по формированию у подрастающего поколения уважительного отношения ко всем этносам и религиям;

организация досуга детей, подростков, молодежи, семейного досуга, обеспечение доступности для населения объектов культуры, спорта и отдыха, создание условий для реализации творческого и спортивного потенциала, культурного роста граждан;

осуществление мер государственной поддержки системы воспитания молодежи на основе традиционных для российской культуры духовных, нравственных и патриотических ценностей; проведение в образовательных организациях занятий по воспитанию патриотизма, культуры мирного поведения, межнациональной и межконфессиональной дружбы, по обучению навыкам бесконфликтного общения, а также умению отстаивать собственное мнение, противодействовать социально опасному поведению, в том числе вовлечению в экстремистскую деятельность, всеми законными средствами;

включение в учебные планы, учебники, учебно-методические материалы тем, направленных на воспитание традиционных для российской культуры ценностей;

повышение профессионального уровня педагогических работников, разработка и внедрение новых образовательных стандартов и педагогических методик, направленных на противодействие экстремизму; обеспечение активного участия коллегиальных органов управления образовательных организаций в профилактике экстремизма среди учащихся и студентов;

проведение социологических исследований социальной обстановки в образовательных организациях, мониторинга девиантного поведения молодежи, анализа деятельности молодежных субкультур в целях выявления фактов распространения экстремистской идеологии;

повышение престижности образования, полученного в российских религиозных образовательных организациях, а также осуществление мер государственной поддержки системы общественного контроля за выездом российских граждан для обучения в иностранных религиозных образовательных организациях; включение в федеральный государственный образовательный стандарт по специальности журналистика образовательных программ по информационному освещению вопросов противодействия экстремизму; усиление роли общественных советов при федеральных органах исполнительной власти в деятельности по воспитанию патриотизма и формированию гражданского самосознания у молодежи;

взаимодействие с молодежными общественными объединениями и организациями футбольных болельщиков в целях профилактики экстремистских проявлений при проведении массовых мероприятий;

ж) в сфере государственной культурной политики: формирование в Российской Федерации межконфессионального и внутриконфессионального взаимодействия в целях обеспечения гражданского мира и согласия; включение в программы подготовки работников культуры изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации;

содействие активному распространению идеи исторического единства народов Российской Федерации; государственная поддержка общественных и религиозных объединений, деятельность которых направлена на противодействие экстремистским проявлениям;

использование потенциала институтов гражданского общества, в том числе ветеранских и молодежных организаций, в целях воспитания граждан в духе патриотизма, обеспечения единства российского народа, формирования в обществе неприятия идеологии экстремизма, использования насилия для достижения социальных и политических целей;

государственная поддержка создания телевизионных программ и художественных произведений, направленных на профилактику экстремистских проявлений;

з) в сфере международного сотрудничества:

укрепление позиций Российской Федерации в международных организациях, деятельность которых направлена на противодействие экстремизму и терроризму;

развитие международного, межкультурного и межрелигиозного взаимодействия как эффективного средства противодействия распространению идеологии экстремизма;

совершенствование взаимодействия с правоохранительными органами и спецслужбами иностранных

государств в сфере противодействия экстремизму;

обмен с иностранными государствами передовым опытом в вопросах противодействия экстремизму и распространения его идеологии, а также создание условий для использования эффективных наработок в данной сфере;

продвижение в двусторонних и многосторонних форматах российских инициатив по вопросам противодействия экстремистской деятельности/ в том числе осуществляемой с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

 

заключение с иностранными государствами соглашений, направленных на решение задач в сфере противодействия экстремизму и терроризму.

 

IV. Механизм реализации настоящей Стратегии

28. План мероприятий по реализации настоящей Стратегии разрабатывает и утверждает Правительство Российской Федерации.

29. Настоящая Стратегия реализуется субъектами противодействия экстремизму:

а) при формировании и исполнении бюджетов всех уровней;

б) путем решения кадровых вопросов;

в) в ходе осуществления права законодательной инициативы и принятия законодательных и иных

нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов;

г) посредством обеспечения неотвратимости уголовного наказания и административной ответственности за совершение преступлений и правонарушений экстремистской направленности;

д) путем оказания содействия средствам массовой информации в широком и объективном освещении ситуации в сфере противодействия экстремистской деятельности;

е) в ходе контроля за исполнением норм законодательства Российской Федерации в сфере противодействия экстремизму и выполнением мероприятий, предусмотренных планом реализации настоящей Стратегии, планами и программами федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию экстремизму;

ж) путем активного вовлечения в работу по противодействию экстремизму общественных объединений и других институтов гражданского общества.

30. Координацию реализации настоящей Стратегии осуществляет Межведомственная комиссия по противодействию экстремизму в Российской Федерации.

31. Настоящую Стратегию предусматривается реализовать в три этапа.

32. На первом этапе (2015 год) предполагается осуществить следующие мероприятия:

а) разработка плана реализации настоящей Стратегии;

б) определение направлений дальнейшего развития законодательства Российской Федерации в сфере противодействия экстремизму;

в) совершенствование организационного обеспечения деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по противодействию экстремистской деятельности.

33. На втором этапе (2016 - 2024 годы) планируется осуществить следующие мероприятия:

а) разработка и принятие законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, направленных на решение задач в сфере противодействия экстремизму;

б) выполнение мероприятий в соответствии с планом реализации настоящей Стратегии;

в) мониторинг результатов, достигнутых при реализации настоящей Стратегии;

г) прогнозирование развития ситуации в области межнациональных и межконфессиональных отношений в Российской Федерации и возможных экстремистских угроз;

д) обеспечение вовлечения институтов гражданского общества в деятельность, направленную на противодействие экстремизму;

е) создание системы допо

Как по внешним признакам выявить террориста-смертника

 

Основным оружием террориста-смертника (шахида) является взрывное устройство. Пояс шахида представляет из себя выгнутую пластитную основу. Сверху на нее скотчем крепятся мешочки с шариками от подшипников, обрезками гвоздей или гайками - осколочная начинка. Все это с помощью клеящейся ленты помещается на широком ремне. В действие пояс шахида приводит электродетонатор или радиоуправляемый взрыватель. Могут также использоваться взрывные устройства, переносимые в чемоданах, тюках, пакетах, детских колясках и т.п.

Террористы-смертники - это, как правило, молодые мужчины и женщины 20 - 30 лет (старшие по возрасту террористы, как правило, входят в руководящее звено и непосредственно в акциях смертников не участвуют), иногда подростки, могут также использоваться лица с различными увечьями (без руки, ноги, глаза и т.л.). Они стараются не выделяться среди массы людей. При совершении теракта они одеваются как самые обычные горожане (женщины, особенно славянской внешности, могут быть в брюках, шортах, коротких юбках), красят волосы. Тем не менее, в их одежде может присутствовать ряд характерных признаков:

• Женщины (если они мусульманки) имеют головной убор, при этом возможен не только традиционный глухой платок, но и легкие газовые косынки, бейсболки. Косынка завязывается узлом на затылочной части головы. Одеты они, как правило, в длинные платья или юбки.

Могут заматывать вокруг бедер шарфы. Некоторые женщины имитируют беременность, чтобы скрыть утолщение под одеждой.

• Мужчины-мусульмане чисто выбриты (подготовка к обряду погребения) и имеют чистую обувь.

• Одежда может не соответствовать погоде и иметь покрой, который позволяет скрыть на теле взрывное устройство. В достаточно теплую погоду террорист может носить пальто или куртку. В летнее время для этого используется просторная одежда из плотной ткани.

• Если террористка сама должна взорвать пояс, то руки у нее будут находиться на животе.

• Для приведения взрывного устройства в действие может применяться провод, зажатый в руке, или виднеющийся из-под складок одежды (рукава).

Помните! Внешний вид предмета может скрывать его настоящее назначение

В качестве камуфляжа для взрывных устройств исполь­зуются обычные бытовые предметы: сумки, пакеты, свертки, коробки, игрушки и т.п. Прикосновение к ним может привести к. взрыву, разрушениям и жертвам.

I. При поступлении угрозы по телефону

 

Правоохранительным органам значительно помогут для предотвращения совершения преступлений и розыска преступников следующие Ваши действия:

Постарайтесь дословно запомнить разговор и зафикси­ровать его на бумаге.

По ходу разговора отметьте пол, возраст звонившего и особенности его (ее) речи:

- голос: громкий, (тихий), низкий (высокий);

- темп речи: быстрый, медленный, неравномерный (с паузами);

- произношение: отчетливое, искаженное, с заиканием, шепелявое, с характерным акцентом или диалектом;

- манера речи: развязная, напористая, неуверенная, вкрадчивая, с издевкой;

- характер лексики: с речевыми штампами и с часто повторяющимися словами-паразитами, в том числе сленговыми и нецензурными.

Обязательно отметьте звуковой фон (шум автомашин или железнодорожного транспорта, звуки теле- или радио аппаратуры, голоса и другое).

Отметьте характер звонка (городской или междугородный).

Обязательно зафиксируйте точное время начала и конца разговора.

В любом случае, постарайтесь в ходе разговора получить ответы на следующие вопросы:

- Куда, кому, по какому телефону звонит этот человек?

- Какие конкретные требования он (она) выдвигает?

- Выдвигает требования он (она) лично, выступает в роли посредника или представляет какую-либо группу лиц?

- На каких условиях он (она) или они согласны отказаться от задуманного?

- Как и когда с ним можно связаться или он позвонит сам?

- Кому Вы должны или можете сообщить об этом звонке?

Постарайтесь добиться от звонящего максимально возможного промежутка времени для принятия Вами и Вашим руководством решений или совершения необходимых действий.

Если возможно, еще в процессе разговора, сообщите о нем руководству, если нет - немедленно по его окончании.

Максимально ограничьте число людей, владеющих полученной информацией, равно как и о самом факте разговора, его содержании и сопутствующих обстоятельствах.

- запишите определившийся (с помощью АОН) номер телефона.

- после звукозаписи, сразу же замените кассету (мини-диск) с записью разговора и примите меры к ее сохранности.

II. При поступление угрозы в письменной форме

При получении анонимного материала, содержащего угрозы террористического характера, обращайтесь с ним максимально осторожно,

 

- уберите его в чистый плотно закры­ваемый полиэтиленовый пакет и поместите в отдельную жесткую папку.

Сохраняйте всё, ничего не выбрасывая: сам документ с текстом, любые вложения, конверт и упаковку. Постарайтесь не оставлять на нем отпечатков своих пальцев.

- Если документ поступил в конверте - его вскрытие производится только с левой или правой стороны, аккуратно отрезая кромки ножницами.

- Не расширяйте круг лиц для ознакомления с содержани­ем документа.

Анонимные материалы направьте в правоохранительные органы с письмом, в котором должны быть указаны конкретные признаки анонимных материалов (вид, количество, каким способом и на чем исполнены, с каких слов начинается и какими заканчивается текст, наличие подписи и т.п.), а также обстоятельства, связанные с их распространением, обнаружением или получением.

Анонимные материалы не должны сшиваться, склеиваться, на них не разрешается делать подписи, подчёркивания. Нельзя их выглаживать, мять и сгибать.

При исполнении резолюций и других надписей на сопроводительных документах не должно оставаться давленных следов на анонимных материалах.

Регистрационный штамп проставляется только на сопроводительных письмах организации и заявлениях граждан, передавших анонимные материалы в инстанции.

III. При захвате людей в заложники

Необходимо: - незамедлительно сообщить о случившемся и о сложившейся на объекте ситуации в территориальные подразделе­ния ФСБ и МВД России по указанным выше телефонам и поставить в извест­ность об этом руководителя учреждения (предприятия);

-не вступать в переговоры с террориста­ми по своей инициативе;

-не противоречить преступникам, не рисковать жизнью окружающих и своей собственной, не провоцировать действий, влекущих применение оружия захватчиками, выполнять требования захватчи­ков, если это не связано с причинением ущерба жизни и здо­ровью людей;

-обеспечить проход (проезд) к месту события и автомашин: скорой медицинской помощи, пожарной охраны, спец. подразделений ФСБ, МВД и МЧС РФ, по прибытии сотрудников этих организаций оказать помощь в получении имеющейся и необходимой им информации.

 

МЕРЫ ЗАЩИТЫ

ОТ ПОСЛЕДСТВИЙ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ АКТОВ

ЕСЛИ ВДРУГ ПРОИЗОШЕЛ ВЗРЫВ

 

1. Постарайтесь успокоиться и уточнить обстановку.

2. Продвигайтесь осторожно, не трогайте руками поврежденные конструкции и провода.

3. В разрушенном или поврежденном помещении из-за опасности взрыва скопившихся газов нельзя пользоваться от­крытым пламенем (спичками, зажигалками, свечами, факелами и т.п.).

 

4. При задымлении защитите органы дыхания смоченным платком (лоскутом ткани, полотенцем).

5. Включите локальную (квартирную) систему оповещения и проверьте возможность взаимного общения (теле-, радио-, телефонной связью, голосом).

6. В случае необходимой эвакуации, возьмите необходимые носильные вещи, деньги, ценности. Изолируйте квартиру (закройте все двери и окна), немедленно сообщите о случившемся по телефону в соответствующие органы правопорядка. Оповестите соседей об эвакуации. Помогите престарелым и инвалидам покинуть помещение. Возьмите на учет лиц, оставшихся в помещении. Входную дверь плотно прикройте, не закрывая на замок.

7. При невозможности эвакуации необходимо принять меры, чтобы о вас знали. Выйдите на балкон или откройте окно и взывайте о помощи.

С выходом из дома, отойдите от него на безопасное расстояние и не принимайте самостоятельных решений об отъезде к родственникам или знакомым.

Действуйте в строгом соответствии с указаниями долж­ностных лиц.

ЕСЛИ ВАС ЗАВАЛИЛО ОБЛОМКАМИ СТЕН

Постарайтесь взять себя в руки, не падать духом, дышите глубоко, ровно, не торопясь. Приготовьтесь терпеть голод и жажду. Голосом и стуком привлекайте внимание людей. Если вы находитесь глубоко от поверхности земли, перемещайте влево-вправо любой металлический предмет (кольцо, ключи, кусок трубы и т.п.) для обнаружения вас металлоискателем.

Если пространство около вас относительно свободно, не зажигайте спички, берегите кислород.

Продвигайтесь осторожно, стараясь не вызвать нового обвала, ориентируйтесь по движению воздуха, поступающего снаружи.

Если у вас есть возможность, с помощью подручных предметов (доски, кирпича и т.п.) укрепите обвисающие балки, потолок от разрушения и дожидайтесь помощи.

При сильной жажде положите в рот небольшой лоскут ткани (гладкий камушек) и сосите его, дыша носом.

При признаках (прослушивании) появившихся вблизи людей стуком и голосом сигнализируйте о себе.